Страница учителя-логопеда

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях

«Игровые приемы автоматизации звуков

в слогах, словах, предложениях»

учитель-логопед Артемова Н.П.
 

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Автоматизация изолированного звука, в слогах, словах.

“Волшебная палочка”, своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

Упражнения “Игра на пианино”.

Имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”-слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

“Проведи слог по звуковой дорожке”: одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

“Гласные звуки пришли в гости к согласному”.

 “Звуковые человечки” встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по “Звуковой дорожке”, встретится с другим слогом.

“Рыбалка”.

 Вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.

“Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях.

Игра “Построй домик” из кирпичиков, на которых предметные картинки с заданным звуком и со звуками близкими ему по артикуляции, позволяет проводить одновременно с автоматизацией заданного звука его дифференциацию с другими звуками. Ведь нужно выбирать только кирпичики с нужным звуком и объяснить, почему другие кирпичики не пригодились.

На этом же принципе автоматизации и дифференциации звуков строятся и другие игры: “Собери цветочек” (выбирая лепестки со звуком Р), “Солнышко” (подбирая лучики со звуком Ш), “Собери бусы” (нанизывая бусинки со звуком Л), “Собери грибы в корзинку” (со звуком Ж), “Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками  

    «Кто дальше протянет ниточку» Ребенок и педагог поочередно произносит как можно дольше, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.

    «Кто больше собрал?» За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и педагог берут себе по одной ягодке (грибочку, яблоку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а педагог уже выступает в роли судьи, подводит итоги.

    «Повтори для Маши». На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось! А сможешь еще раз так же сказать?» (можно сразу выставить несколько игрушек, и для каждой ребенок будет произносить).

    «Научи игрушку». Педагог берет любую игрушку или пальчиковую игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог.

   

 «Пальчики здороваются». Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.

    «Маленькие ножки бежали по дорожке». Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» слог или звук.

    «Лесенка». Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог.

    « Прокати мяч». Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч. Пока мяч катится, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.

    «Ромашка». На листочке, в альбоме или тетрадке ребенка нарисовать ромашку. В ее центре написать нужную согласную букву, а на лепестках – гласные буквы. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного к другому, прочитывая прямые ( по ходу часовой стрелки) и обратные (против часовой стрелки ) слоги: са, со, су, сы; ыс, ус, ос, ас.

    «Змея ползет». В тетради, на листке, на доске нарисовать извилистую дорожку к кустику, к лесу. Ребенок ставит палец или игрушечную змейку на начало и «ползет», произнося длительно звук «ш» (шипит). Для звука «ж»-жук летит; «з» - комар звенит; «р» - машина едет; «л»- пароход гудит.

    «Стадион. Бег с препятствиями». Берем строительный конструктор, (кубики), располагаем по кругу на столе. Ребенок начинает «бегать» по стадиону, преодолевая препятствия (может перепрыгивать препятствия пальчиками (развитие мелкой моторики) или вместе с игрушкой (мышкой, лисой, матрешкой)). Чтобы преодолеть препятствие, ребенок должен правильно повторять слоги или называть придуманные слова на заданный звук. Можно усложнить задание: называть слова с заданным звуком в начале; середине; конце слова. Чем больше кругов сделает, тем больше символов, призов ребенок получит.

    «Собери цветок» - эта игра многофункциональная, так как с ее помощью можно закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематический слух, зрительную память, грамматический строй.

    Можно собирать цветок, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. Другой вариант этой игры: предложить ребенку закрыть глаза и убрать 1-2 лепестка. Ребенок должен ответить, каких картинок не стало. С помощью этой игры можно делить слова на слоги, определять место звука в слове, придумывать предложения по картинкам. Педагог может и не делать специально такой цветок, а подобрать картинки на определенный звук и обыграть так же.

 «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Воспитатель: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Воспитатель: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

 «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра с передачей мяча «Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку»

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Логопед или воспитатель, называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

 «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Вариант 1. Логопед говорит детям: «Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни». Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Вариант 2. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша-шары, са-санки, шо-шорох, со-сорока, шу-шуба, су-сумка, ши-шины, сы-сырок.

Игра «Пильщики».

Цель: дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова: Завизжала пила, зажужжала, как пчела,

Ж-ж-ж-ж…

Треснула и стала, начинай сначала!

Игра «Что пропало?»

Цель: дифференциация звуков с, с', з, з', ц в словах.

Педагог кладет несколько предметов на стол, в названии которых содержатся звуки с, с', з, з', ц (зонт, зебра, собака, гусь, сумка, замок, цапля, кольцо). Ребенок запоминает их, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Ребенок должен угадать, что пропало.

Игра «Нанос»

Цель: автоматизация звука с.

Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: с-с-с…». Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Игра «Самолет»

Цель: дифференциация звуков л-р.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р…». Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л…Как гудит самолет?». Дети: л-л-л…

Игра «Поезд»

Цель: учить детей определять наличие указанного звука в словах.

Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с…» и т.д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому – для второго вагона (звук ж) и последнему – для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее воспитатель меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками з, ш, л.

Консультация для педагогов (Игры для развития креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста)

Игровое упражнение «Волшебный конструктор»

учитель-логопед Артемова Н.П.

Цель: Учить комбинировать различные детали при создании нового образа; развивать вариативность мышления; развивать навыки творческого конструирования, фантастических образов при корректирующей функции мышления.

Материалы и атрибуты: Предметные картинки.

Ход упражнения

Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары, соединить их в слова напр., «заячий пирог», «кошкин сыр», и т.д.)

                                Игровое упражнение «Оживи фигуру»

Цель: Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений; создавать на этой основе относительно новый художественный образ.

Материалы и атрибуты: Лист бумаги А4, поделенный пополам, цветные карандаши.

Ход упражнения

   Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.

                                    Игровое упражнение «Четыре колеса»

Цель: Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Материалы и атрибуты: Иллюстрации с изображением героев рассказа и их находки, лист бумаги А4, цветные карандаши.

Ход упражнения

   Педагог рассказывает: «Однажды Лягушонок, Ёжик и Петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес?»

Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать, нарисовать придуманное и рассказать о нем.

Консультации для педагогов и родителей.

Уважаемые коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию игры для развития речи детей. 

учитель-логопед Артемова Н.П.

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут детям подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Игротека в кругу семьи

"ПРИДУМАЙ СЛОВО"

Играть лучше в кругу с мячом или другой игрушкой. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун" и передает мяч следующему игроку. Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые слова (например, часы, колобок, колесо и т.д.), только весенние (зимние, летние, осенние) слова.

"ПОДБЕРИ СЛОВО - ПРИЗНАК"

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).

"ПОДБЕРИ СЛОВО-ДЕЙСТВИЕ"

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов - действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).

"АВТОБИОГРАФИЯ"

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль, представляет себя предметом, вещью или явлением (но не называет этот предмет, вещь) и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-нибудь предмет или явление. Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От неаккуратного отношения разбиваюсь, и становится темно … (лампочка)".

"ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА"

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т.д. Что может получиться? Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва.

"СКАЖИ - НАОБОРОТ"

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ"

Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка – … печка; трубы - … губы; ракетка – … пипетка; сапоги – пироги и т.д.

" ЕСЛИ ВДРУГ …"

Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т.д.

Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д."

Можно предложить ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

* живая вода; * цветик – семицветик; * ковёр – самолёт и т.д.

Консультация для родителей Ребенок-левша... Как быть?

      Ваш ребенок левша? Вы не знаете, переучивать его держать ложку и карандаш?

 Как подготовить маленького левшу к обучению в школе?
Очень часто родители не знают и не понимают особенностей ребенка-левши и ставят перед ним невыполнимые задачи.

      Многие думают, что левшество – чуть ли не дурная привычка, которую легко искоренить, заставляя ребенка делать всё правой рукой. Дело в том, что левшество - это один из вариантов нормального развития организма, связанное с особенностями работы головного мозга.
     У каждого полушария головного мозга своя роль. Правое полушарие в основном отвечает за левую сторону тела: принимает информацию от левого глаза, уха, левой руки, ноги, а левое полушарие обслуживает правую сторону тела.
     Левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением.
     Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, помогает приспосабливаться к переменам.
    Обычно уже к 4 годам у детей формируется ведущая рука, глаз, ухо. Ведущая левая рука (ухо, глаз) указывают на активность правого полушария.

     Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.
     У ребенка левши есть два пути развития: ребенок будет нормально развиваться, но писать и есть левой рукой, или он будет писать правой рукой, но превратиться в невротика.
    Переучивание левши может стать причиной не только невроза, но и школьной неуспеваемости, а также привести к физическим изменениям в организме: замедлению роста, нарушению речевых и зрительно – пространственных способностей.
    У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
Поэтому, на вопрос переучивать левшу или нет, ответ однозначный: нет, т.к. переучивание это не просто перекладывание ложки или карандаша в другую руку, это изменение работы полушарий головного мозга.
      Кроме того, Вам, родители, следует знать, что действия учителя, который снижает ребенку-левше отметку за почерк, неправомерны. Существуют методические рекомендации Министерства здравоохранения (от 1985г.), где говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево.

     Как помочь ребенку-левше?

   У леворуких детей часто бывают неврозы. Это связано с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают «дикстрастресс» (правый стресс). На каждом шагу леворукий сталкивается с тем, что все окружающие предметы сделаны так, что ими удобно пользоваться правше и неудобно или невозможно – левше.
 

Как же можно помочь маленькому левше освоиться в этом мире?

Вот несколько советов:

1. При обучении для леворуких детей важны чувственные ощущения (зрительные, осязательные). Поэтому, для лучшего понимания и запоминания учебного материала используйте рисунки, наглядные пособия.
2. Для левшей очень трудна работа в больших группах при жестком регламенте и строгом подчинении. Поэтому, следует очень хорошо подумать, перед тем, как отдавать ребенка-левшу в детский сад, военные школу и училище.
3. Часто ребенок-левша держит карандаш «крюком» или карандаш смотрит вбок, параллельно строке. В этом случае ему легко можно помочь, изменив положение листа бумаги или направление наклона. Ничего страшного, даже если тетрадь лежит почти перпендикулярно к обычному положению.
4. Леворуким детям трудно ориентироваться в пространстве. Часто дети изображают рисунок вверх ногами, пишут «зеркально». Чтобы помочь левше ориентироваться на листе бумаги, предложите ему простые графические задания и упражнения.
5. Левши очень ранимы и чувствительны, берегите ребенка от излишних нагрузок, чаще хвалите его даже за маленькие достижения.

     Если у Вас возникли сомнения, правильно ли Вы занимаетесь со своим ребенком-левшой, обратитесь за консультацией к психологу

Консультация для родителей С чего начать развитие речи ребенка?

Каждый родитель желает своему ребенку только самого хорошего, и каждый хочет, чтоб у ребенка не было проблем в развитии.

Речь – это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.

Для того чтоб ребенок вовремя стал говорить, необходимо проводить ежедневные занятия по профилактике речевых расстройств. Причем в младенческом возрасте тоже! Для этого не нужно покупать новомодные развивающие игры, т.к. в грудном возрасте самая лучшая развивающая игрушка – это любящие родители и близкие люди!

«Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи. Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника.

Правило первое: не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем ему еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

Правило второе: разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье: учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях - везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было, где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).

Правило четвертое: переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, похоже на верблюда, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое: говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь, как образец для подражания. Запомните, Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Всё что Вы говорите, всё, что Вы делаете, го

Консультация для педагогов и родителей Развитие слухового восприятия у ребенка для успешного обучения в школе

Родители часто спрашивают: «Зачем нужно развивать фонематический слух у детей и как он влияет на успешность обучения в школе?».  Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. При восприятии речи происходит уподобление одного звука другому на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук-щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл высказывания.

При обучении чтению и письму ошибки становятся более явные. Трудности в первую очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слиянием слогов в слова. Отсюда идёт побуквенное чтение, послоговое чтение и ряд других проблем, а в письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребёнок пойдёт в школу, у него это проявится в виде дислексии (нарушение процессов чтения) и дисграфии (нарушение процессов письма). Если в первом классе родители не обратят на это внимания, то во втором классе к логопедическим проблемам могут присоединиться проблемы психологического характера (из-за плохих оценок) и в результате появится негативное отношение к процессу обучения. 

ИГРЫ для развития слухового восприятия детей старше 2 лет

Как же развивать слуховое восприятие и когда начинать? Слуховое восприятие у ребенка развивается с рождения в процессе ежедневного речевого общения мамы и близких с ребенком. Также ребенка окружают неречевые звуки, которые мама ребеночку объясняет: «Это шумит ветер», «Это течет водичка», «Это лает собачка» и т.д.

С определенного возраста, в большинстве случаев авторы указывают возраст 2 – 3 года и старше, можно уже играть с ребенком в специально организованные игры для развития слухового восприятия.

Здесь можно выделить несколько направлений. Выделение направлений условно, во многие перечисленные и аналогичные игры можно и нужно играть в один день

1) Первое направление – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2) Второе направление – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3) Третье направление – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4) Четвертое направление – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5) Пятое направление – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6) Шестое направление – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

      Итак, уделяя внимание развитию фонематического слуха, Вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie